Восемь выставок в рамках арт-направления определены для Фотопарада в Угличе
02.07.2017
В программе Международного фестиваля «Фотопарад в Угличе» 2017 фотограф, художник, арт-директор Творческой лаборатории «СРЕДА» и куратор направления арт-фотографии фестиваля Алла Мировская представляет программу выставок современных российских фотографов.
Формируя выставочную и лекционную программу этого года, мы сосредоточились на том подходе к теме, что часто остается в тени глобальных событий.
Мы задаемся вопросом, как большое отражается в малом, как важные процессы и изменения в жизни людей и сообществ осмысляются посредством фотографии через фокус личного. Осмысляются через призму личного взгляда, истории, памяти, персональной̆ идентичности, отношения, личного опыта столкновения с глобальным и реакции на него.
Также в поддержку одной из главных тем фестиваля в программе выставок арт-направления находит отражение тема места и его памяти, поиски культурного ДНК территории, страны, города, района, деревни.
В этом году исполняется 100 лет с момента Октябрьской революции 1917 года. Поэтому особое внимание будет уделено рефлексии на тему времени, эпохи и нашего общего советского прошлого через работу с семейными, личными и найденными фотографическими архивами.
В рамках арт–направления будут представлены восемь фотовыставок:
• Евгений Молодцов, «Вепсский лес».
• Анастасия Маркелова, «Please return».
• Елена Холкина, «Девочка у озера».
• Алла Мировская, «Старые семейные фотографии и объекты глубокого космоса».
• Андрей Иванов «Пойди туда - не знаю куда. Найди то - не знаю что».
• Наталия Балута, «Рубеж 1941».
• Андрей Семенов, «Вторжение».
• Андрей Гонтарев, «Not private place».
Программа лекций, мастер-классов и воркшопов направления Арт фотография*:
ЧЕТВЕРГ, 3 августа
Лекция «Как большое отражается в малом»
Дом Дружбы, Набережная Волги, 7
10 00 - 12 00
Предварительная регистрация не требуется
Мы поговорим и поразмышляем вместе о том, что мы имеем ввиду, когда говорим о «личном» в фотографии. Почему этот фокус вызывает столь противоположную и иногда весьма острую реакцию у самих фотографов, художников, кураторов. Попытаемся понять, действительно ли в современном фотографическом контексте важна тема личного и почему. Посмотрим, как могут сочетаться личное и универсальное в одном проекте и обсудим, как работают с этой темой самые разные современные авторы.
Фотография Е. Холкиной
Четверг, 3 августа
Воркшоп «Состояние места. От атмосферы к частной памяти».
10 00 : 16 00
Здание Земства, ул. Спасская, 10
Для участия в воркшопе необходимо подать заявку по адресу **: alla.mirovskaya@gmail.com.
В теме письма необходимо написать «СОСТОЯНИЕ МЕСТА».
В заявке нужно кратко описать свой фотографический опыт и мотивацию участия в воркшопе.
Заявки принимаются до 28 июля включительно.
Максимальное количество участников - 15 человек.
Участие в воркшопе будет интересно фотографам, краеведам, историкам, городским активистам и всем желающим исследовать или перезагрузить «своё место» — дом, район, двор, город, явление, место из памяти.
Задача ведущего – передать участникам методы исследования, рассказать о возможных способах работы с подобным материалом, обнаружить уникальность места, показать возможности оформления своего исследование в проект, статью, журнал, книгу, выставку, веб-ресурс.
Участники приобретут навыки визуального исследования, умение работать с историческим и современным материалом, архивом, частной памятью. Узнают о том, как можно структурировать полученную информацию и оформить ее в проект, книгу, веб-ресурс.
Мастер-класс займет 6 часов, будет включать в себя как лекционную часть, так и выход в город на 2 часа
Фотография А. Акимова
Четверг, 3 августа
Мастер–класс «Живая пленка».
12 00 - 19 00
Гостиница «Москва», ул. Островского, 7, цоколь
Предварительная регистрация не требуется
Важной темой арт-направления фестиваля является также возвращение в широкий обиход пленочной фотографии и возрождение интереса к аналоговым технологиям, которое мы наблюдаем повсеместно, как в России, так и далеко за ее пределами.
Почему пленочная (аналоговая) фотография возрождается? Зачем снимать на пленку в XXI веке? Какие фотопленки сегодня производятся и чем они отличаются друг от друга? Как снимать, проявлять, печатать, сканировать и обрабатывать пленочные сканы?
На своем новом мастер-классе Павел Косенко ответит на эти и другие вопросы.
Мастер-класс будет интересен как пленочным, так и цифровым фотографам. Первые – структурируют свои знания и узнают что-то новое о работе с современными фотопленками. Вторые – познакомятся с «аналоговыми» принципами обработки изображений и научатся применять их в цифровой обработке.
Фотография П. Косенко
Четверг, 3 августа
Мастер–класс «Авторская фотокнига: личный опыт».
12 00 - 14 00
Дом Дружбы, Набережная Волги, 7
Предварительная регистрация не требуется
На мастер-классе мы поговорим о тенденциях современной фотографии через призму формата авторской фотокниги как способа презентации фотографического проекта и особого вида художественной практики. Обсудим особенности самиздата (self-publishing) и пролистаем множество книг и зинов, вживую и электронно.
Темы, в контексте которых мы будем рассматривать феномен современной фотокниги - важность личного опыта, особенности течения времени в современности, фотокнига как аналоговый объект, селф-паблишинг как независимая выставочная деятельность.
Елена Холкина - один из основателей организации Russian Independent Self-published - расскажет о европейских издательствах и воркшопах, конкурсах и фестивалях фотокниг, о технических подробностях собственного производства фотокниги и поделится личным опытом селф-паблишинга.
Все участники получат ссылки на полезные и актуальные ресурсы.
Четверг, 3 августа
Мастер–класс «PLEASE RETURN».
15 00 : 16 30
Здание Земства, ул. Спасская, 10
Предварительная регистрация не требуется
История найденного фотоархива из обувной коробки. Несколько лет назад во время путешествия по Шри-Ланке Анастасия Маркелова заглянула в антикварную лавку, где обнаружила несколько сотен черно-белых фотографий из семейного архива неизвестной европейской семьи. Очарованная находкой, Анастасия приобрела фотографии и архивные документы из жизни этой семьи. Так начался удивительный проект «PLEASE RETURN», над которым фотограф работает на протяжении последних лет. В результате долгого исследования и почти детективных событий автор смогла идентифицировать архив и восстановить историю аристократической британской семьи Растов.
На мастер-классе Анастасия расскажет о работе художника с архивами, о вдохновляющих примерах «архивных» проектов, о поиске информации и распознавании найденного материала, редактировании и контекстуализации найденного изображения.
Фотография из архива британской семьи Раст.
Четверг, 3 августа
Андрей Иванов
Лекция «Пойди туда, не знаю куда. Найди то, не знаю что».
15 00 : 17 00
Дом Дружбы, Набережная Волги, 7
Предварительная регистрация не требуется
Андрей Иванов расскажет о своем фотографическом опыте, подходах в работе и достижениях в поле арт-фотографии на примере двух своих главных проектов, один из которых представлен на выставке в рамках фестиваля ФОТОПАРАД.
«Когда я стал родителем появилась идея сделать фотографическую книжку для детей. Я стал фотографировать образы русских сказок. Сначала это была серия постановочных кадров, но потом я стал замечать, что некоторые найденные сюжеты вполне вписываются в этот сказочный ряд. Моя небольшая серия разрослась в серьезный проект. Начатая в предыдущей работе «Индекс идентичности» (2012-2015) тема о поиске национальной идентичности раскрывается в зазоре между документальной и придуманной фотографией. Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок».
Андрей Иванов
Своим названием работа Андрея возвращает нас к образам русских сказок, на которых выросли целые поколения. Сказочное затрагивает пласты персональной идентичности, которые находятся глубже такой вещи как, например, политическая идеология и многого другого, на основании чего выстраивает свою идентификацию современный человек.
Сказочное позволяет обнаружить себя в горизонте коллективной памяти и чувствовать свою принадлежность к нашей территории на основании очень важных вещей, находить в этом опору.
Фотография А. Иванова
Четверг, 3 августа
Алла Мировская, Елена Холкина, Евгений Молодцов
Лекция–дискуссия «Что такое современная фотография?».
17 00 : 19 00
Дом Дружбы, Набережная Волги, 7
Предварительная регистрация не требуется
Цель лекции и дискуссии - очертить, нащупать границы определения «современная фотография». Как мы определяем, какая фотография является современной, а какая – нет? Что служит нам критериями определения? К чему мы обращаемся в их поисках, к каким источникам и авторитетам? На основе чего и почему выносим то или иное суждение?
К дискуссии приглашаются участники, гости и мастера фестиваля ФОТОПАРАД.
Фотография П. Пуклуса
Четверг, 3 августа
Воркшоп «PLEASE SAVE PHOTOGRAPHY».
17 00 : 21 00
Здание Земства, ул. Спасская, 10
Для участия в воркшопе необходимо подать заявку по адресу: alla.mirovskaya@gmail.com.
В теме письма необходимо написать «PLEASE SAVE PHOTOGRAPHY».
В заявке нужно кратко описать свой фотографический опыт и мотивацию участия в воркшопе.
Заявки принимаются до 28 июля включительно**.
Максимальное количество участников - 15 человек.
Воркшоп предназначен для фотографов любого уровня мастерства и всех, кому интересны истории, связанные с памятью, старыми фотографиями и семейными фотоархивами.
Цель воркшопа: передать участникам навык работы с личными и найденными фотоархивами через поиск информации, ее интерпретацию, редактирование и включение в общий контекст.
Участники воркшопа ознакомятся с системой структурирования архива на примере работы проекта Анастасии Маркеловой «PLEASE SAVE PHOTOGRAPHY» и получат рекомендации по хранению аналогового и цифрового архива фотографий.
Участники приносят на воркшоп фотоархивы (подборки фотографий), с которыми будут работать, в цифровом или печатном виде.
В рамках воркшопа проводится блиц-конкурс на лучшую историю с архивной фотографией. Победители конкурса получают призы от ведущей воркшопа Анастасии Маркеловой и спонсоров ФОТОПАРАДА.
Фотография А. Маркеловой
ПЯТНИЦА, 4 августа
Воркшоп «Делаем фотокнигу про Углич!».
10 00 : 17 00
Здание Земства, ул. Спасская, 10
Участие по предварительной регистрации**
Для участия в воркшопе необходимо подать заявку по адресу: alla.mirovskaya@gmail.com.
В заявке нужно кратко описать свой фотографический опыт и мотивацию участия в воркшопе.
В теме письма необходимо написать «КНИГА ПРО УГЛИЧ».
Заявки принимаются до 28 июля включительно.
Максимальное количество участников - 15 человек.
Воркшоп предназначен для фотографов и всех, кто любит фотокниги и хочет научиться с помощью фотографии рассказывать истории в книжном формате.
Мы посмотрим, какие фотокниги бывают на примерах реальных фотокниг зарубежных и российских авторов, попытаемся понять, как формируется идея, рождается название, как выбирается форма книги, как строится последовательность изображений, и, наконец, самое главное - вместе создадим фотокнигу про город Углич из найденного материала.
Пятница, 4 августа
Мастер-класс «По Вепсскому лесу»
11 00 : 13 00
Дом Дружбы, Набережная Волги, 7
Предварительная регистрация не требуется
Как связаны персональная идентичность, «новое кочевничество», память места и «общество сетевого туризма»? Автор проекта «Вепсский лес» и победитель конкурса «Точка на карте–2016» расскажет о том, как появилась идея и как создавался проект, почему его волнует история вепсов – небольшой народности, практически исчезнувшей сегодня с лица земли, а также затронет тему «переформатирования» пространства как метода работы с фотопроектом.
Фотография Е. Молодцова
Пятница, 4 августа
Лекция «Как работать с найденными фотографиями»?
15 00 : 17 00
Дом Дружбы, Набережная Волги, 7
Предварительная регистрация не требуется
Как работать с найденными/апроприированными фотографиями? Мы обсудим тему с разных сторон, художественной, этической и юридической.
Чем интересны авторам и зрителям такого рода проекты? Какие тонкости, подводные камни и возможности здесь существуют?
Фотография из архива Е. Холкиной
Пятница, 4 августа
Андрей Семенов
Лекция «Где кончается документалистика и начинается арт?»
17 00 – 19:00
Здание Земства, ул. Спасская, 10
Предварительная регистрация не требуется
Где кончается документалистика и начинается арт в фотографии? Существует ли вообще эта граница, и кому она нужна? Автор проекта «Вторжение», представленного в рамках выставок арт-направления, – о тяге к Северу, фотографии как языке и совмещении концептуального и документального в своей художественной практике.
Фотография А. Семенова
Пятница, 4 августа
«Музейный уровень оформления фотографий»
15 00 : 16 30
Дом Кино, мансарда (3 этаж), ул. Ольги Берггольц, д. 9а
Предварительная регистрация не требуется
На этой лекции мы познакомимся с базовыми оформительскими требованиями к отпечаткам для музеев, аукционов и галерей. Узнаем о том, как правильно оформлять фотографии, если вы хотите сохранить их на будущее, как лимитируют тиражи, подписывают, упаковывают, хранят и продают отпечатки. Подробно обсудим, почему нельзя оформлять фотографии обычными способами (пенокартон, пластификация, дибонд и др.) и к чему приводит такое оформление. Поговорим о ключевых способах оформления музейного уровня, о бескислотных материалах, которые для этого используются. Уделим внимание прикладным задачам — как выбрать картон, стекло, раму, монтажную ленту или клеевую основу, для каких случаев что из этого потребуется, где можно грамотно оформить снимки и сколько это стоит. На лекции будут продемонстрированы примеры музейно-галерейного оформления фотографий.
Пятница, 4 августа
Мастер-класс по амбротипии*
15 00 : 18 00
Гостиница «Москва», ул. Островского, 7, цоколь.
Участие по предварительной регистрации**
Для участия в мастер-классе необходимо подать заявку по адресу: alla.mirovskaya@gmail.com.
В теме письма необходимо написать «АМБРОТИПИЯ».
Заявки принимаются до 28 июля включительно.
Максимальное количество участников - 20 человек.
В процессе МК слушателям будет проведен экскурс в историю зарождения фотографии, от первых мастеров и основных техник до получения первых фотоизображений. Акцент - на углубленном освещении мокро-коллоидного процесса и его вариантов, ознакомлении с форматными камерами и объективами 19 века, которые используются для портретной съемки, особенностями свето- и цветочувствительности коллодия.
Также будет проведена наглядная демонстрация съемочного процесса от момента полива эмульсии до получения конечного изображения. Участники смогут увидеть, как это происходит, ощутить процесс «в пальцах» и задать любые вопросы.
Амбротипия - вариант мокро-коллоидного фото процесса, открытый Фредериком Скоттом Арчером в 1851 году. Процесс основан на превращении галогенида серебра в металлическое серебро в мокром коллодионном слое под воздействием света и получении слабого негативного изображения, видимого как позитив на черном фоне.
Фотография А. Грина
* В программе возможны изменения, следите за обновлениями сайта и соцсетей.
** Предварительная регистрация на мастер-классы доступна только для участников, уже оплативших участие в фестивале. Для подтверждения необходимо в письме указать номер квитанции об оплате участия в фестивале. Письмо от куратора о том, приняли вашу заявку или нет, придет вам 1 августа. Или это можно будет уточнить в штабе.