Главная » Справочная информация » История Углича » Возрождение Углича в XVII веке

Возрождение Углича в XVII веке

Польско-литовская интервенция, длившаяся около двух  десятков лет, превратила Углич из некогда цветущего города  в заросшие бурьяном развалины, где жило всего 695 человек. Угличский воевода Пётр Дашков неоднократно писал о бедствиях города царю Михаилу Романову. В ответ Михаил Фёдорович переселил в Углич пять тысяч человек на постоянное жительство, укрепив, таким образом, один из северных форпостов Москвы.

Восстановление города, не смотря ни на что, шло своим чередом. В 1632 г. при воеводе В.П. Крапоткине производится реконструкция кремлёвской  крепости.  В 1660 году под руководством князя Михайлы Кугушева крепость снова перестроили. Это было мощное фортификационное сооружение. Писцовые книги 1674-1676 годов подробно, в размерах до вершка представляет нам городские укрепления. Окружённый с четырех сторон водой (ров имел глубину 17 метров) остров Угличского  кремля  был  обнесён пряслом стеной высотой  6,4  и более метров и толщиной  4,26 метра. По углам  стояли четыре шестигранных глухих башни. Кроме того, одна  башня, Никольская, разделяла  северную стену, две со стороны  у  Каменного ручья, среди них одна глухая,  другая, с железной калиткой, Вылазная. С юга (там, где сейчас Никольский мост)  располагались Никольские ворота  с  деревянным  мостом  длиной  36,2 метра и шириной 6,39 метра. На запад  выходили Спасские ворота  так же  с  мостом. Все десять  башен  были срублены из сосны в лапу, крыты тёсом  и имели  высоту  около 12,78 метра.

Не менее  грозно выглядел арсенал Угличского кремля. Он располагался  в казне  и подвалах  Похвальского  придела Спасо - Преображенского собора. Здание казны, согласно Писцовых книг, было где-то в районе Спасских ворот.  Там хранилось 19  (среди  которых только одна непригодная  к стрельбе) пушек разного калибра (самые крупные  имели длину до 3 метров и ядро весом до 4 килограммов), а также 570 ядер к ним. Надо отметить, что в то время и сами пушкари пользовались особым почётом. Даже их  дворы ставились на территории Кремля рядом с дворами городской знати. Минули века. О былой  военной мощи города  мы  знаем  лишь по  книгам. Стены и башни Кремля были разобраны  в конце XVII века  по указу Екатерины II. От небольшого военного арсенала в экспозиции Угличского историко- архитектурного и художественного музея находятся восемь пушек-пищалей  XVI-XVII вв. 

За  крепостью  на  посаде был  торг, где  располагалось  17 рядов: хлебный, личной, москательный, соляный и рыбный, молочный, сапожный, овчинный, шерстяной, серебряный, сыромятный, сенной и овсяный, скорняжный, крашенинный, мясной, солодяный, женский, прянишный (калашный, хлебный), свешный и квасной. За рядами  узкими  извилистыми  змейками  тянулись улочки, где жили простые посадские люди, ремесленники. Среди прочих в городе преобладало кузнечное ремесло – в конце XVII в. насчитывалось 25 кузниц, где работало 29 кузнецов. Они  выполняли  самые  различные работы: котлы, горшки, колокола, цепи, гвозди, светцы, подсвечники, пищали и другое оружие и различные ювелирные изделия. В  середине XVII века в Угличе работало 16 ювелиров – серебряников. Из других  профессий наиболее  распространёнными  были  кожевенное  и хлебное ремесла. 

О развитии  ремёсел  в  городе, можно судить по уровню его торговых отношений с другими городами. Очевидно, что интенсивность торговли Углича увеличилась к середине и  достигла  своего  апогея  в  семидесятые  годы XVII века. Угличские  купцы торговали с Москвой, Псковом, Тихвинским посадом. Знали их и заграницей. Так в 30-е годы XVII века в Северном Приморье,  где  бывало  много иностранных  гостей, часто появлялся угличанин Илья Буторин, в 50 – 60 - е годы богатый угличский «посадский человек» Никифор Чеполосов ездил по торговым делам в Персию и Индию. Среди многочисленных товаров, вывозимых из Углича, были изделия из железа,  меди, олова, кожи, пушнина. Особенно славились  угличские  кованые  гвозди. Они отличались  довольно  высокой твёрдостью и широко использовались в строительном деле. Довольно большой торговый оборот давал возможность развиваться всей экономике Углича. В XVII столетии в городе начинается крупное каменное строительство.

В 1628 году возрождается трехглавая церковь Успения Богоматери в Алексеевском монастыре

В середине XVII века один угличский монах Воскресенского монастыря добился высокого звания митрополита ростовского. Это был Иона Сысоевич – сын сельского священника, родившийся в 1607 г.; после угличского  монашества  он стал архимандритом ростовского Авраамиева монастыря, а с 1652 г.  в течение 39 лет был ростовским  митрополитом. Именно в это время, с 1674 по 1677 год начинается реконструкция древнейшего  в городе Воскресенского монастыря. Это было  первое  в России сооружение,  построенное в стиле  знаменитой ростовской (ионинской) школы  зодчества.  Ансамбль Воскресенского монастыря состоит из пятиглавого Воскресенского собора с двумя приделами, церкви Марии Египетской со звонницей, такой же, как  в Ростове Великом, и церкви Смоленской Богоматери  (Одигитрии)  с трапезной. Все  сооружения  соединены  между собой галереями. Монастырский комплекс имеет сложное внутреннее строение. Отопление столь огромного помещения осуществлялось с помощью калориферных печей. Над трапезной возвышается часовня, где когда-то находились башенные часы, гири от которых на специальных цепях опускались в глубокую шахту. Подобная механизация  имелась  и  в  трапезной, куда  пищу  на  специальном  подъёмнике  подавали из кухни, располагавшейся на первом этаже. Монастырь служил до 1764 г., когда после секуляризации он был упразднён, и церкви  его  стали приходскими.

В 1692 году на месте гибели царевича Дмитрия в Угличском Кремле была создана ставшая  знаменитой церковь Царевича Дмитрия «на крови».

Последним памятником архитектуры, созданным угличскими  зодчими  в XVII веке, стала церковь Смоленской Богоматери, построенная в 1700-м году на территории Богоявленского монастыря. 

В XVII столетии зародилось в Угличе ещё одно уникальное ремесло– часовое. Древнейшими были часы на Спасо - Преображенской колокольне: «…да на той же колокольне часы боевые». Почти  одновременно  с  ними  появляются  часы на колокольне Воскресенского монастыря. Точно известно, что они были уже на деревянной колокольне, то есть до 1674 года. Часы эти имели более сложное устройство, так как били не только часы, но и получасья.

В XVII столетии наиболее ярко проявляется самобытность  угличских живописцев. До нас дошло много иконописных произведений, относящихся  к тому времени и характеризующих  угличскую мастерскую. Наиболее  интересные из них представлены  в  экспозиции Угличского  историко – архитектурного и художественного музея. Своеобразный,  немного  эксцентричный рисунок, придающий изображаемым  образам  трагичный  характер,  и  колорит  с преобладанием охристых и серебристых тонов типичны  для местных иконописцев. 

Драматические  события  начала  века  нашли отражение  во  всех  видах  искусства. Именно тогда угличская литература выходит за рамки церковного книгописания. Так,  под впечатлением  увиденных  разрушений  Углича после польской интервенции неизвестным автором XVII века создается прекрасное поэтическое произведение «Плач и рыдания жителей вновь населившихся».

С концом столетия наступила эпоха больших перемен – эпоха Петра I. Город вновь опустел: множество мастеров  было угнано на  строительство Санкт-Петербурга,  и Углич стал обыкновенным провинциальным  городком.

Однако звезда  его не угасла – всегда богат был Углич гражданами, прославлявшими его своими подвигами и делами.

По материалам книги А.В. Кулагина "История Углича".


Написать комментарий
Ваше имя
Укажите пожалуйста свое имя
Откуда Вы
Email для ответа
Телефон
Ваш комментарий
Пожалуйста напишите комментарий
 
Решаем вместе
Возникли проблемы с турагентством или туроператором? Есть предложения по развитию туризма и туристической инфраструктуры? Напишите об этом